В шахматы я научилась играть в детстве. Я помню, что когда я была еще совсем маленькой, мне очень нравились эти деревянные фигурки, которые иногда переставляли родители, но тогда свою симпатию я проявляла своеобразно - это набор и сейчас сохранился и почти на всех фигурках следы от маленьких зубов. Потом я узнала, как ходят фигуры и иногда играла с мамой, папой (очень редко), бабушкой и сестрой, но играла плохо, потом играть стала лучше, но всё реже и реже, последние несколько лет играла пару раз в год.

А последний месяц мы с папой играем каждый день по нескольку раз. Играем мы старыми шахматами, хотя есть еще и новые, красивые, в египетском стиле, но играть ими неудобно из-за непривычного вида фигурок и расцветки (они золотистые и серебристые, и при искусственном освещение кажутся одинаковыми). Сначала я почему-то все время проигрывала, хотя не так уж плохо играю, а теперь чаще выигрываю. И мне неожиданно стало всё это очень интересно.

Перед сном я нахожу шахматные задачки и пытаюсь решить. Перечитала правила, узнала даже новое для себя правило - "взятие пешки на проходе". Вчера вечером играла по интернету со случайными соперниками - проиграла оба раза, но мне было это очень интересно, они играли в совсем другом стиле.

А вы умете играть в шахматы?



Интересный факты о шахматах


- Шахматы произошли от древнеиндийской игры 6-го векачатуранга, чье название переводится с санскрита как «четыре подразделения войска», что включает в себя пехоту, конницу, слонов и колесницы, которые представлены в шахматах пешкой, конем, слоном и ладьей.
В 7-м веке игра пришла в Персию и была переименована в шатрандж. Именно от персидского языка произошло название шахматы. Игроки говорили «Шах» (от персидского «король») атакуя короля соперника, и «Шах мат» (с персидского — «король умер»).

- В 1770 году, венгерский изобретатель Вольфган фон Кемпелен создал шахматный автомат. Машина представляла собой фигуру «турка» в человеческий рост, который сидел за огромным деревянным шкафчиком, чьи двери открывались, демонстрируя публике сложные механизмы.
Механическая рука двигала фигуры по полю, и обыграла таких знаменитых противников, как Наполеон Бонапарт и Бенджамин Франклин.
Как оказалось много лет спустя, шахматный автомат не был машиной. Внутри автомата находился шахматист, который двигался внутри и скрывался, когда публике показывали сложные механизмы умной «машины».

- Самая короткая шахматная партия называется дурацкий мат, состоящий из двух ходов: 1. f3 e5 и 2. g4 Qh4++. Ничья или проигрыш может также произойти и до того, как игроки начинают делать ходы, как в случае определенного сценария в турнирной таблице, так и в результате того, что игрок не пришел на игру. Самая продолжительная шахматная партия была сыграна между Иваном Николичем и Гораном Арсовичем в Белграде в 1989 году. Она длилась 20 часов 15 минут, за игру было сделано 269 ходов, и она закончилась вничью. Теоретически партия может длиться еще дольше, но после введения правила 50-ти ходов, это число можно как-то ограничить.

- Шахматная фигура Ферзь или Королева претерпела множество изменений за всю историю шахмат. Начиналось все с того, что она могла ходить только по одной клетке по диагонали, в дальнейшем она передвигалась на два поля, а потом все дальше, как конь.
Теперь же эта фигура может двигаться, как по диагонали, так и по горизонтали, и по вертикали. Сначала она была советником или премьер-министром короля.


- После трех ходов с каждой стороны существует больше девяти миллионов возможных позиций. Американский математик подсчитал минимальное количество неповторяющихся шахматных партий и вывел число Шеннона. Согласно этому числу количество возможных уникальных партий превышает число атомов в видимой Вселенной. Число атомов оценивается как 10^79, а число уникальных шахматных партий составляет 10^120.

- Шахматные компьютеры сейчас являются важной частью шахмат. Чемпион мира Гарри Каспаров, считающийся сильнейшим игроком в истории шахмат, проиграл компьютеру Deep Blue в 1997 году, и это стало настоящим шоком для всего мира шахмат. В 2006 году, чемпион мира Владимир Крамник был повергнут компьютером Deep Fritz, что еще раз подчеркнуло мощь шахматных компьютеров. Сегодня шахматные программы часто используются игроками для анализа и улучшения игры, и их часто ставят наравне с гроссмейстерами.

- Вначале шахматные партии играли без часов. При этом игроки могли играть много часов, а то и суток подряд, доводя друг друга до изнеможения. В 1851 году во время турнира по шахматам, помощник судьи зафиксировал, что «партия не была завершена по причине того, что игроки, в конце концов, уснули». После этого через год на международном турнире ввели контроль времени в виде песочных часов, а в 1883 году появились первые механические шахматные часы, созданные британцем Томасом Уилсоном.

- Анализ более двух миллионов шахматных партий, сыгранных на турнирах мастеров, выявил, что наибольшие шансы на выживание после королей имеют крайние пешки h2 и h7 — они остаются на поле более чем в 70% игр. За ними в рейтинге выживаемости следуют ещё 8 пешек линий a, b, f и g. И только за ними в этом списке находятся фигуры — четыре ладьи.

- Как известно, рокировка в шахматах заключается в перемещении короля в сторону ладьи своего цвета на две клетки и затем ладьи на соседнюю с королём клетку по другую сторону от короля, при этом король и ладья не должны двигаться до этого. Голландский шахматист Тим Краббе придумал задачу, в которой для победы белым нужно было совершить рокировку по вертикали. Пешка доходит до e8 и становится ладьёй, затем король перемещается на e3, а ладья на e2 — формально все правила соблюдены. После этого ФИДЕ пришлось выпустить уточнения к правилам, что рокировка может быть только горизонтальной.